ornament3

viskazivaniya

  • " Жилье - это больше, чем просто стены и кров над головой. Это территория жизни человека."
    Н. НАЗАРБАЕВ
  • 1

ornament3

gerb

ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля акимата Костанайской области »

Доклад

Уважаемые участники встречи!
Уважаемые государственные служащие!

Сегодня мы поговорим об одной из острых проблем нашего общества – это коррупция. Начнем с самого главного - Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих.
С первых дней Независимости борьба с коррупцией является одним из ключевых приоритетов государственной политики нашей страны. Напомню вам, что Казахстан первым из стран СНГ принял закон «О борьбе с коррупцией» (2 июня 1998 год) и был создан специальный государственный орган по борьбе с коррупцией.
Последовательно стало повышаться эффективность и прозрачность работы государственного аппарата, оказания государственных услуг, кардинально снизилась административная нагрузка на бизнес, сегодня продолжает совершенствоваться антикоррупционное законодательство, расширяется поле общественного контроля.
Сегодня Департамент Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской обласи, выполняет такие функции, как:
• Совершенствование системы государственной службы (формирование и развитие механизмов отбора и продвижения кадров на принципах меритократии, этичности и прозрачности);
• Превенция коррупции (антикоррупционный мониторинг, анализ коррупционных рисков и антикоррупционное воспитание);
• Взаимодействие с населением и транспарентность (общественное участие в процессе принятия решений, подотчетность государственных органов перед обществом);
• Оценка и контроль качества государственных услуг (ориентация на население как потребителя государственных услуг, обеспечение транспарентных бизнес-процессов);
• Правоохранительная деятельность (выявление и расследование коррупционных правонарушений).
Задачи и функции Агентства определены на основе передового международного опыта. Приоритетным признаны меры по предупреждению коррупции, то есть устранение коррупционных рисков в работе госорганов, широкое антикоррупционное просвещение, активное взаимодействие с населением, бизнесом, гражданским обществом и СМИ.
Основой новых подходов против коррупции стало принятие Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 гг. утвержденная в декабре 2014 года Указом Президента.
Согласно Стратегии выработаны шесть ключевых направлений противодействия коррупции, это:
• Противодействие коррупции в сфере госслужбы;
• Внедрение института общественного контроля;
• Прозрачность государственных процедур;
• Противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторах;
• Предупреждение коррупции в судебных и правоохранительных органах;
• Развитие международного сотрудничества;
• Повышение уровня антикоррупционной культуры.
Она разработана с участием отечественных и зарубежных экспертов, ученых и общественных институтов, с учетом лучшего мирового опыта. Одной из важнейших целей Стратегии является профилактика коррупции и устранение причин и условий, ее создающих. Ведь лучший способ избавиться от коррупции – это создать условия, при которых она будет просто невозможна или невыгодна (к примеру штраф или тюрьма).
Таким образом, если ранее система борьбы с коррупцией в большей степени была направлена на ужесточение норм законодательства и мер наказания, то сейчас акцент смещен на превенцию, объединение усилий государства и общества в минимизации коррупционных проявлений.
Как вы знаете 2015 год для государственных служащих Казахстана был ознаменован крупномасштабными реформами и принятием ряда значимых политических документов. Президент объявил о 5-ти институциональных реформах и приоритетным обозначил профессионализацию государственного аппарата в Плане Нации «100 конкретных шагов».
Новым этапом модернизации антикоррупционной политики стало принятие нового Закона «О противодействии коррупции». Его отличительная черта – это внедрение конкретных механизмов предупреждения коррупции.
Остановимся подробней на некоторых основных пунктах нового Закона.
- Он вступил в силу с 01.01.2016 г. Структура Закона «О противодействии коррупции» состоит из 5 глав и предусматривает 27 статей. Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан.
Противодействие коррупции осуществляется на основе принципов законности; приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; гласности и прозрачности; взаимодействия государства и гражданского общества; системного и комплексного использования мер противодействия коррупции; приоритетного применения мер предупреждения коррупции; неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений; поощрения лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции.
В новом законе также присутствуют такие понятия как «антикоррупционная политика», «антикоррупционные ограничения», «противодействие коррупции», «коррупционное правонарушение», также новые понятия как «коррупционный риск», «предупреждение коррупции».
В целях разграничения нарушений служебной этики от коррупционных правонарушений, исключена дисциплинарная ответственность за коррупционные проступки. Теперь они будут рассматриваться как проступки, дискредитирующие государственную службу. Ответственность субъектов коррупции будет рассматриваться только через призму уголовного и административного законодательства.
Для исключения причин и условий коррупции
в государственном и частном секторе Законом вводятся такие институты превенции коррупции, как:
• антикоррупционный мониторинг и анализ коррупционных рисков (внешний и внутренний);
• антикоррупционное просвещение;
• антикоррупционные ограничения и стандарты;
• меры финансового контроля.
Для широкого вовлечения гражданского общества в систему недопущения коррупции теперь любой гражданин либо организация вправе проводить антикоррупционный мониторинг. В его основе изучение нормативных правовых актов, официальных сайтов госорганов, сведений неправительственных организаций, публикаций в СМИ, данные социологических опросов. Если по результатам мониторинга будут выявлены системные «болевые точки», то Агентство вправе провести внешний анализ коррупционных рисков и внести рекомендации по их устранению.
И все так и остановимся на понятии Антикоррупционный мониторинг более подробно?
Антикоррупционный мониторинг – деятельность субъектов противодействия коррупции по сбору, обработке, анализу и оценке информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики, состояния правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, а также восприятия и оценки уровня коррупции обществом.
Целью антикоррупционного мониторинга является оценка правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции.
Источниками антикоррупционного мониторинга являются правовая статистика и обращения физических и юридических лиц, сведения НПО, данные социологических опросов и публикаций в СМИ, а также иные не запрещенные законом источники информации.
Результаты антикоррупционного мониторинга могут являться основанием для проведения анализа коррупционных рисков, а также совершенствования мер, направленных на формирование антикоррупционной культуры.
Что такое коррупционный риск? – это возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Анализ коррупционных рисков – выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
В целом анализ коррупционных рисков подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний анализ коррупционных рисков осуществляется по следующим направлениям:
1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора;
2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора.
К проведению внешнего анализа коррупционных рисков уполномоченный орган по противодействию коррупции вправе привлекать специалистов и (или) экспертов иных субъектов противодействия коррупции.
По результатам внешнего анализа коррупционных рисков государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора принимают меры по устранению причин и условий возникновения коррупции. (3. Действие пункта 2 настоящей статьи не распространяется на отношения в сферах: 1) высшего надзора, осуществляемого прокуратурой; 2) досудебного производства по уголовным делам; 3) производства по делам об административных правонарушениях; 4) правосудия; 5) оперативно-розыскной деятельности; 6) уголовно-исполнительной деятельности; 7) контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах. 4. Положения пункта 2 настоящей статьи не распространяются на деятельность специальных государственных органов.)
5. Государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора осуществляют внутренний анализ коррупционных рисков, по результатам которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Типовой порядок проведения внутреннего анализа коррупционных рисков определяется уполномоченным органом.
Формирование антикоррупционной культуры – деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции. Формирование антикоррупционной культуры осуществляется посредством комплекса мер образовательного, информационного и организационного характера.
Наряду с этим, в новом Законе введено такое понятие как Антикоррупционные стандарты. Это установленная для обособленной сферы общественных отношений система рекомендаций, направленная на предупреждение коррупции.
Антикоррупционные стандарты разрабатываются государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора при участии общественности и учитываются при разработке законодательства и в правоприменительной практике.
Претерпело изменения и понятие Антикоррупционные ограничения.
Таким образом, в целях недопущения лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, приравненными к ним совершения действий, которые могут привести к использованию ими своих полномочий в личных, групповых и иных неслужебных интересах, указанные лица с учетом особенностей, статей Закона, принимают на себя антикоррупционные ограничения.
Непринятие антикоррупционных ограничений (предусмотренное ст.12 Закона) вышеуказанными лицами, влечет отказ в приеме на должность либо увольнение с должности.
Запрещено осуществлению деятельности, не совместимой с выполнением государственных функций; недопустимости совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников;
Под близкими родственниками в настоящем Законе понимаются родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, под свойственниками – братья, сестры, родители и дети супруга (супруги).
Далее использованию служебной и иной информации, не подлежащей официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ; принятию подарков в связи с исполнением служебных полномочий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В соответствии с Законом «О противодействии коррупции», ли­цам, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо прирав­нен­ным к ним запрещается принимать подарки и иные блага и преимущества при вы­полнении должностных обязанностей.
Подарки или как привыкли говорить казахстанское общество «благодарность» в виде дорогого алкоголя, коробки конфет, духов, часов рассматриваются как коррупционная составляющая (взятка).
К примеру, в декабре 2015 г. САС г.Костаная рассмотрено административное дело в отношении гр.«Ш» за со­вершение правонарушения, предусмотренного ст.677 КоАП РК (Получение незаконного мате­риального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение госу­дарственных функ­ций, либо приравненным к нему лицом).
Из материалов дела установлено, что в марте прошлого года руководитель государственного учреждения «Ш» в своем служебном кабинете получил от гр.«Б» незаконный подарок в виде коробки конфет марки «Баян Сулу».
По результатам рассмотрения дела САС г.Костаная вынесено постановление о привлечение к административной от­ветственности гр.«Ш» за совершение правонарушении по ст.677 КоАП РК, с на­ложением штрафа в размере 600 МРП (1 443 000 тенге).
Противодействие коррупции в пределах своей компетенции также обязаны вести все государственные органы, организации, субъекты квазигосударственного сектора и должностные лица.
Выявление, пресечение, раскрытие, расследование и предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляются органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов, военной полиции, Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан
К понятию устранение последствий коррупционных правонарушений относятся взыскание (возврат) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг.
В заключении хотелось бы отметить, что Закон закрепил новые подходы к работе в сфере противодействия коррупции и повышает профессионализм госслужащих, что приводит к более эффективной работе государственного аппарата с учетом лучших международных практик.

Социальные сети
Сотрудниками Департамента проведен мониторинг социальных сетей государственных служащих области (г/с 746 органов). Выявлено 221 фотографий у 83 госслужащих. К ответственности привлечены 46 госслужащих.

Подарки
В Республике за 2017 года госслужащими в государственный фонд сдано 317 подарков на сумму 3 млн.200 тенге.
В государственный фонд (Департамент госимущества и приватизации по Костанайской области) государственными служащими области в 2017 году сдано 37 подарков. В основном это сувениры, авторучки, настольные часы, коробка шоколад «Мерси», чайное ассорти «Ахмад Чай», кожаное портмоне, сувенирная кружка с Турции, набор «Версадж» гель для душа, бальзам после бритья и т.д.

Анализ
Внутренний анализ проводится самим госорганом не менее 1 раза в год. Ответственным лицом может быть как и главный специалист отдела так и руководитель или же заместитель по усмотрению руководителя. При проведении анализа сотрудник рукоаводствуется Правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков. Длительность анализа составляет 30 дней.

Другие материалы в этой категории: « Антикоррупционный стандарт

Государственные символы

Послания президента

Блог руководителя

akorda rus adilet2 egov 16expo 18zeleconom goszakup spktobol ortcom elkz kaztube ipo bnews ipo ipo rimbaeva Ашимов hasangaliev